Как низкая температура влияет на плотность топлива, вязкость масла и процесс сгорания смеси. Объясняем, почему даже исправный двигатель зимой 'ест' больше, и при чём тут качество распыления топлива в цилиндрах
Замечали, что зимой машина начинает «жрать» литров на 20–30% больше, даже если вы всё делаете правильно: не греете двигатель по полчаса, не ездите на холодную, меняете масло вовремя?

Это не глюк бортового компьютера и не проблема с форсунками.
Это физика.

Разбираемся, почему исправный двигатель зимой все же расходует больше топлива.

Расход связан не только с прогревом

Большинство автомобилистов знают: холодный мотор потребляет больше топлива на этапе прогрева. Но дело не только в этом.

Даже после того, как стрелка температуры поднялась до рабочих 90 градусов, двигатель продолжает работать менее эффективно, чем летом.

Потому что прогрелся блок цилиндров, а вот окружающий воздух, топливо в баке и масло в картере еще нет.

Плотность топлива и качество распыления

При минусовой температуре топливо становится плотнее.

Бензин и дизель при –20 градусах имеют большую вязкость, чем при +20. масштабный, что форсунки распыляют его хуже: капли крупнее, туман менее однородный.

В результате смесь воздуха и топлива менее качественная, а сгорание неполное.

Часть топлива просто не успевает воспламениться и вылетает в выхлоп в виде несгоревших углеводородов.

Двигатель начинает компенсировать это увеличением впрыска, и вот вам лишние литры на сотню километров.
Подберём подходящую систему H₂ Element и покажем, как сократить расход без перепрошивок и вмешательств в двигатель
Вязкость масла и механические потери

Вязкость масла и механические потери

Зимой моторное масло густеет. Даже если вы залили качественную синтетику 5W-40, при морозе она всё равно работает не так эффективно, как при плюсовой температуре.

Двигателю требуется больше энергии, чтобы провернуть коленвал, преодолеть сопротивление густого масла в подшипниках, на стенках цилиндров.

Эта энергия берётся из топлива. т.е. часть бензина или дизеля уходит не на движение автомобиля, а на преодоление внутреннего трения в самом двигателе.

Холодный воздух плотнее, но это не всегда плюс

На первый взгляд, холодный воздух плотнее тёплого, и в цилиндры попадает больше кислорода, казалось бы, хорошо для сгорания.

Однако:
ЭБУ корректирует смесь под температуру воздуха и подаёт больше топлива, чтобы соотношение оставалось правильным.

Если при этом распыление топлива ухудшено, а масло густое, выигрыш от плотного воздуха нивелируется потерями в других процессах.

Неполное сгорание и нагар

Зимой смесь сгорает хуже. Часть топлива оседает на холодных стенках цилиндров, не успевает испариться и участвовать в горении.

Это приводит к образованию нагара, который со временем ухудшает компрессию, засоряет форсунки и свечи.

Двигатель начинает работать ещё менее эффективно, расход растёт дальше, в результате замкнутый круг.

Короткие поездки усиливают проблему

Зимой мы чаще ездим на короткие дистанции: до работы, до магазина, забрать детей.

Двигатель не успевает выйти на оптимальный режим работы, масло не прогревается полностью, топливо сгорает неэффективно.

В таких условиях расход может вырасти не на 20%, а на все 40–50%.
И это не поломка.
Это просто физика работы ДВС в холодное время года.

Что с этим делать?

Полностью избежать роста расхода зимой невозможно, это объективная реальность.

Но можно минимизировать потери:

— использовать качественное зимнее масло с правильной вязкостью

— заправляться на проверенных АЗС

— избегать коротких поездок, если есть способ

— проверять состояние свечей и форсунок

— периодически «прожигать» двигатель на трассе

И главное, понимать, что зимний перерасход, это не повод бежать на диагностику, если машина ведёт себя нормально.

Это нормальная реакция ДВС на изменения условий эксплуатации.

Хотя есть способы улучшить качество сгорания даже в мороз, но это уже тема для отдельного разбора.
Вода Вместо Топлива
Показать еще
Made on
Tilda